+7 (901)
557-92-64
info@aucofsla.ru


МЫ В СОЦСЕТЯХ

facebook
vkontakte



Андрей Кареткин: «Небо не жалует нарушающих Небесный Кодекс!»

18.11.12 10:02

karetkin12

…Там, где в квартире обычных  людей расположена гостиная с мягкой мебелью и шкафами с хрустальными рюмками за стеклом, у легенды дельтапланерного спорта Андрея Кареткина разложены детали каркаса крыла,  а в углу прислонился воздушный винт. Кстати, книжные шкафы  у Кареткина тоже есть, но они под завязку забиты литературой на авиационную тему: справочниками, учебниками, документальными хрониками, мемуарами и фотоальбомами. Мы перелистываем один из них и перед глазами разворачивается история российского дельтапланерного спорта…

- Андрей  Вячеславович, вы посвятили себя дельтапланам, а есть ли у вас налет на самолетах?

- Я хотел стать летчиком и даже пытался поступать в Барнаульское  высшее военное училище лётчиков, но не прошёл медицинскую комиссию.  Позже, в 1974 году, благодаря содействию известного лётчика-испытателя В.В. Винницкого, я попал на планерную станцию ЦАГИ. Мне посчастливилось выполнить несколько учебных полётов с инструктором на планере КАИ-12 с легендарной горы Клементьева в Коктебеле. Такое нельзя забыть! Позднее я  пробовал управлять самолетом и даже вертолётом. Но, видимо, я слишком крепко «осел» в дельтапланеризме, поэтому эти полёты меня «не зацепили».

- Почему?

- Пилотирование самолётом не прямое, а через рычаги, тросики,  качалки… Пилот самолета сидит в комфортной кабине, он прикован к приборам и…  изолирован от воздушного пространства. А в полёте на дельтаплане и дельталёте  всё совершенно иначе, там стихию чувствуешь и буквально в ней растворяешься. Это истинный полёт!

- Но вы уже давно летаете и учите летать не на «чистом» дельтаплане, а на дельталете – моторном аппарате. Это же почти маленький самолет!

- Есть на дельтаплане мотор или нет – это неважно. Суть полета на дельталете та же самая. А что мотор? С какого-то момента он становится  такой же неотъемлемой частью пилота, как и крыло.

- А в чем заключается «суть полета» на дельтаплане или дельталете?

- Суть полета в том, что  ты сливаешься с воздушной средой, в которой летишь! Это когда всеми своими рецепторами чувствуешь и  понимаешь все, что происходит в воздухе. В идеале -  летишь как птица! Кстати, чаще наблюдайте за птицами…

- А вы часто наблюдаете за птицами?

- Постоянно. Всегда и везде. Это главные  наши помощники. Наблюдая за их полётом  можно  на 50-60 процентов спрогнозировать, что тебя ждет после взлёта – сила и направление ветра, турбулентность. И вообще, стоит ли взлетать…

- Вы ассоциируете себя с какой-то конкретной птицей?

-  С вороном, это универсальная птица! Ворон великолепный пилотажник и вообще хорошо держится в воздухе. Еще у него прекрасные взлетно-посадочные характеристики.

- Возвращаюсь к «слиянию дельтапланериста с воздушной стихией». Это слияние получается всегда или без борьбы со стихией не обходится?

- Какая борьба! С кем? С природой? Каким сумасшедшим надо быть, чтобы возомнить себя достойным этой борьбы!  Слияние, единение... Ну, может быть, кратковременное единение случается, пока природа благосклонна.

- А не страшно дельтапланеристу висеть высоко над землей на трубочках, обтянутых тряпочками?

- Нет, если всё делаешь правильно, не страшно. В полёте на дельтаплане или дельталёте в максимальной степени сохраняется некий человеческий масштаб бытия и поэтому  редко возникает чувство страха. Не могу объяснить это научно…

И потом за 30 лет я много народу поднимал в воздух, и чтобы человек сразу после взлёта запросился на посадку – это единичные случаи. Обычно после полета – это совсем другой человек, он счастлив и улыбается!  И хотя через 15 минут его лицо примет свой исходный «автопортрет», но момент истины – это первые минуты сразу после полета!karetkin_7

- А вы  тоже много лет поднимаетесь за этими первыми послеполетными минутами счастья? Для чего летаете?

- Дурацкий вопрос! И ответ на него тоже будет дурацким - есть такая «болезнь небом». Может это отклонения в психике, может что-то ещё в этом роде. Ну какая разница! Кто-то в море уходит, кто-то пешком к полюсу пробивается. Одно скажу точно - именно на таких больных человечество и выезжает, и держит  высокую планку «хомо сапиенса», не опуская её до животно-растительного уровня. 

- В вашей летной практике был случай, когда вы упали на взлете и долго потом лечились и восстанавливались.  У вас была только одна такая серьезная авария?

- Да, но мне ее хватило!

- А был ли после выписки из больницы страх перед полетом?

- Был.

- Как преодолевали?

- Преодолевал несколько лет. Даже целое десятилетие.  Потихонечку-полегонечку подходил к тем режимам, которые меня подвели. Отступал, пробовал с другой стороны. Очень помогло, что рядом со мной летали друзья, они были мне опорой и помогли вернуться в строй.

- Многие  после травм не смогли пересилить себя и вернуться к полетам, как вы считаете, это правильно или они струсили?

- Это правильно. Если чувствуешь непреодолимый страх, то не надо насилия над собой, надо  уходить. У меня получилось преодолеть страх, хотя я уже давно не иду вперед в летном мастерстве.

- Почему? Ведь совершенству нет предела?

- Все просто - каждое новое поколение идёт дальше предыдущего. Это жизнь, так должно быть…

- А чем еще  отличается новое поколение дельтапланеристов от старого?

- Для молодых людей сейчас меньше возможностей летать. Откуда, к примеру, у студента  деньги на дельтаплан? На коленке его не построишь - современный дельтаплан куда сложнее, чем те, на которых мы летали.

- Раньше в СССР тоже не просто было купить, а уже тем более построить дельтаплан. Во всяком случае, я не припомню такого магазина, где продавались бы трубы из сплава Д-16Т, а также  дакроновая ткань…

- С материалами все было нормально, советская власть оставляла нам ходы и дырки в заборах! Государство делало вид, что этого не видит, а мы делали вид, что не воруем. Например, мы с моим другом Наимом Адиатуллиным  за четыре года построили своими руками 12 дельтапланов! Правда тогда техника была проще.

- А ваш дельталет, на котором летаете сами  и обучаете учеников, это самоделка?

- Да! Я закончил его постройку в 1994 году. С тех пор регулярно его переделываю и улучшаю. От первоначального варианта осталась только горизонтальная балка и кое-какие комплектующие.

- И крылья сами делаете?

- Нет, изменения касаются только тележки. Современные крылья слишком сложны, это дело профессионалов.

- А вы как-то классифицируете своих учеников?

- Никак. Зачем какая-то классификация? Наблюдаю за ними, конечно. Есть такой раздел авиационной педагогики - методика лётного обучения. Она накапливает опыт и шлифуется уже сто лет. Там всё давно известно.

karetkin_8

- А  какие-нибудь особые методы работы с учеником в воздухе используете?

- Особых методов у меня нет, потому, что тех, что давно изобретены и опробованы – вполне достаточно. Их надо лишь  творчески применять, учитывая индивидуальные особенности  ученика. Еще предпочтительнее поощрять, чем ругать. Это всегда создает хороший психологический фон между инструктором и учеником. Но,  когда дело касается освоения  важнейших элементов пилотирования, я  уже не спешу с поощрениями, добиваюсь результата, что называется,  «не взирая на лица»….

- Это как?

- Да очень просто. Как в школе – дробим сложное на простые составляющие и упрямо, раз за разом долбим упражнение, добиваясь полного освоения. Чтобы взбодрить монотонность процесса иной раз приходится использовать непечатную лексику. В конце концов, мы не на приёме у английской королевы…

А вот семь шкур с ученика спускать приходится позже, когда он уже начнёт летать самостоятельно. Спускаю шкуры в его же интересах -  чтобы не опережал событий! На этом этапе начинающего пилота поджидает много опасностей. И пока он сам не осознает, что в полёте всё очень серьёзно, это не катание на карусели в парке Горького, за ним нужен жёсткий присмотр. Но, впрочем, при обучении чаще возникает другая проблема…

- Какая проблема?

- Многие ученики считают, что если они заплатили деньги за обучение, то этого уже достаточно для того,  чтобы особо не напрягаться в учебе. Раньше в аэроклубах как было? Попробуй  что-нибудь не выучить по теории – тебя даже близко не подпустят к самолету!

А сейчас я спрашиваю ученика - ты этот теоретический раздел читал? Он отвечает: «Я его полистал». Задаю несколько вопросов и понятно, что он ничего не «полистал». Что делать? Сажаю  неуча на дельталёт и начинаем проходить теорию в процессе летной практики. Иногда приходится провоцировать с его стороны ошибку, заставляя задуматься над ее причиной и тут же подсовывать теоретическое обоснование.  Вот тогда ученик и  задумывается, что теория с практикой едины и начинает более серьезно относиться к учебе.

В общем, инструктору приходится одновременно быть инструктором и воспитателем старшей группы детского сада. Правда забавно?

Вообще самая лучшая система подготовки пилотов – в профессиональной авиации. Там на всех этапах летной карьеры – начиная с приема в летное училище, идет жесткий отсев непригодных. Это правильно, никаких скидок здесь быть не должно - слишком большую цену придётся платить за нелепые ошибки каких-нибудь  бездарей.

В воздухе нельзя расслабляться, небо не жалует нарушающих Небесный Кодекс!

Беседовал Донат Москалев

karetkin_2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка: Кареткин Андрей Вячеславович, инструктор АУЦ ОФ СЛА

  • 1975г – начало занятий дельтапланеризмом. 
  • 1977 г - закончил Московский институт инженеров  Гражданской авиации (МИИГА ).
  • 1981 г - абсолютный чемпион РСФСР и СССР 1981 г. по дельтапланерному спорту.
  • 1980-1986гг - старший тренер УАП и АС ЦК ДОСААФ СССР по дельтапланерному спорту.
  • 1984 г - рецензент и редактор  первого переводного в СССР  методического пособия М.Ордоди «Дельтапланеризм».
  • 1981-1985 гг - участвовал в разработке нормативной и технической документации  по дельтапланерному спорту.
  • 1983 г - и.о. Председателя межведомственной комиссии ( МАП-ДОСААФ) по запуску в серию первого отечественного серийного дельтаплана “Славутич-УТ”.
  • 1983-2005 гг - председатель комиссии по безопасности  полетов ОФ СЛА России. До организации федерации дельтапланерного спорта СССР на общественных началах  - председатель технической комиссии Московской зоны Оргкомитета дельтапланеризма СССР.
  • 1986-1994гг - командир отряда СЛА Экспериментального молодежного технического обьединения ( ЭМТО ) «Гидраэр» при МЗ им.П.О.Сухого.
  • 1995 - 2004 гг - летчик-инспектор СЛА Управления авиации ЦС РОСТО, эксперт ЛТЦ «ЭЛИЦ СЛА» России.
  • 2003 г - распоряжением Минтранса присвоена  квалификация  «эксперт по сертификации ЕЭВС» («Пилот- испытатель-эксперт»).
  • 2008 г - постановлением ОФ СЛА РФ присвоена  высшая профессиональная квалификация МАСТЕР по специальности «инструктор» и «пилот СВС эксперт-испытатель».

Суммарный налет на дельтапланах и дельталетах( класс «О» и «R» по  классификации ФАИ)  3150 часов. Стаж безаварийных полетов более 25 лет.  Перерывов в  полетах нет.

Неоднократно награждался Почетными грамотами ЦК ДОСААФ СССР.

Награжден Почетным Знаком  РОСТО, медалью ЦС РОСТО «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин», медалью «В память 850-летия Москвы».

 

Фотографии разных лет из личного архива Андрея Кареткина

В планере КАИ-12 с инструктором В. Пискуловым. Коктебель 1974 г.

karetkin13

 

На аппарате "Рысенок". Москва, Крылатские холмы, 1976 г.

karetkin14

 

Старт с трамплина. Москва, Воробьевы горы, 1977 г.

karetkin_15

 

Абсолютный чемпион СССР и РСФСР по дельтапланерному спорту Андрей Кареткин. 1982 г.

karetkin17

 

Чемпионат СССР 1984 года в Псебае. Андрей Кареткин представляет Московскую область.

karetkin_6

 

+ Фоторепортаж "Один день инструктора дельталета"