Прежде чем научиться управлять самолётом, надо научиться управлять собой.
Необходимость психологического отбора людей, способных к летной профессии, возникла почти одновременно с появлением авиации. Развиваясь вместе с ней, авиационная психология к настоящему времени довела точность определения потенциала (или его отсутствия) кандидатов на летные должности почти до 100%. Сегодня невозможно стать профессиональным пилотом без одобрения специалиста-психолога - слишком велика цена возможной ошибки. Также важно психологическое сопровождение члена экипажа на всем протяжении летной работы, дабы свести неизбежное влияние «человеческого фактора» к минимуму.
Иная картина в любительской авиации, где требования к пилотам выходного дня окончательно ещё не сформированы, а мера их ответственности почти столь же высока. Основной критерий пригодности для стремящихся научиться летать в АОН – их желание и возможности. Последнее нисколько не отменяет важности психологической работы над собой для каждого пилота-любителя и пилота СВС, ибо по-прежнему актуален афоризм легендарного летчика Михаила Громова: «Прежде чем научиться управлять самолётом, надо научиться управлять собой».
Подбору решений для этой задачи посвящено психологическое исследование, проводимое на базе нашего АУЦ специалистом школы Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики Министерства обороны РФ, сотрудником авиационного учебного центра авиакомпании "S7", кандидатом психологических наук Марией Алексеенко.
Цели исследования старший преподаватель АУЦ ОФ СЛА Василий Лопатин, ведущий дисциплину "Человеческий фактор и безопасность полётов", формулирует так: "Уточнение профессиограммы деятельности пилотов АОН, определение степени их пригодности к этой деятельности, а также уровня и структуры мотивации, особенностей облика в сравнении с военными лётчиками и лётчиками авиакомпаний. Сюда же следует отнести формулирование рекомендаций по подготовке и последующей лётной деятельности и, скорее всего, также корректировка самого авиационно-психологического инструментария для работы с этой всё ещё новой на Руси, но интенсивно размножающейся популяцией братьев по авиаразуму".
Данное исследование проводится с применением тестов, преимущественно компьютерных, которые в течение десятилетий на практике подтвердили свою высокую эффективность.
По словам Марии Алексеенко: «Психология пилотов АОН – не очень исследованное направление в нашей стране, и мне хотелось бы этой работой восполнить данный пробел. Мой интерес, во-первых, связан с тем, что, несмотря на все трудности, любительская авиация в нашей стране развивается, и в перспективе мои разработки могут быть полезны для непрофессиональных пилотов. Во-вторых, индивидуальные данные, полученные в результате тестирования, и рекомендации специалиста помогут каждому слушателю не только выявить особенности своего летно-психологического облика, но и определить пути для его корректировки в процессе последующей работы над собой».
|