Как выглядит психологический портрет среднестатистического пилота нашего АУЦ? Чем отличается, с психологической точки зрения, пилот-любитель от профессионального пилота военной или гражданской авиации? Отныне на эти вопросы есть ответы.
Подведены итоги психологического тестирования пилотов АОН, которое проводила на базе нашего АУЦ специалист школы Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики Министерства обороны РФ, сотрудник авиационного учебного центра авиакомпании "S7", кандидат психологических наук Мария Алексеенко. Ассистировал старший преподаватель АУЦ Василий Иванович Лопатин, кандидат технических наук, ранее в ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского проводивший инженерно-психологические исследования деятельности лётчика в области применения автоматизированных систем боевого маневрирования, имеющий сертификат тренера CRM и ведущий дисциплину «Человеческий фактор и безопасность полётов».
Ниже мы предлагаем ознакомиться в результатами этого уникального исследования.
Результаты авиационно-психологического тестирования слушателей и выпускников АУЦ «Размах Крыльев». Часть 1.
Типичный летный профиль пилота
Цель исследования: составить психологический портрет пилотов АОН. В ходе обследования применяется батарея тестов, составленная с учетом новейших разработок в области авиационной психологии, а также с учетом специфики подготовки пилотов СЛА и в целом АОН. Общее время тестирования – 3-4 часа. Цель оправдывает средства.
Задачи авиационно-психологического тестирования:
- Получить общее представление о тех, кого непреодолимо тянет в небо.
- Оптимизировать процесс обучения с учетов личностного фактора.
- Дать представление слушателям об индивидуальной структуре необходимых и достаточных летных качеств.
- Сформулировать рекомендации по развитию психологических качеств, необходимых для успешного освоения ЛА.
На данный момент проведенное тестирование дало возможность говорить о следующих психологических особенностях слушателей и выпускников АУЦ ОФ СЛА:
- Качеств, препятствующих освоению летной деятельности, ни у одного из прошедших тестирование слушателей и выпускников АУЦ не выявлено.
- К психическим процессам, затрудняющим освоение летной деятельности, но подверженным коррекции, относятся не высокий уровень развития внимания и памяти.
- Отмечается гипервысокий уровень мотивации у всех слушателей и выпускников АУЦ на овладение лётным делом, в среднем даже превышающий уровень мотивации пилотов гражданской авиации.
- Интегральный показатель интеллектуальных профессионально важных качеств (ПВК) находится в диапазоне от 0.61 до 0.96 (среднее значение 0.759, максимально возможное значение 0.96), что соответствует шкалам отбора «Годен» и «Абсолютно годен».
При этом определены показатели:
- пространственных способностей – в диапазоне от 0.46 до 0.92 (в среднем 0.691);
- функции внимания – в диапазоне от 0.35 до 0.76 (в среднем 0.555);
- вербально-логического мышления – в диапазоне от 0.57 до 0.96 (в среднем 0.765);
- счётно-математических способностей – в диапазоне от 0.49 до 0.96 (в среднем 0.725);
- памяти – в диапазоне от 0.28 до 0.76 (в среднем 0.52);
- темпа психологических процессов – в диапазоне от 0.3 до 0.96 (в среднем 0.639);
- точности решения тестовых задач – в диапазоне от 0.19 до 0.96 (в среднем 0.775).
5. При исследовании психологического профиля личности испытуемых подтверждено известное положение, что классические полярные выраженные типы мы можем найти не так уж часто, гораздо более распространены люди, обладающие «мозаичностью» структуры личности. Тем не менее, при всем этом всегда можно выделить «стержень» личностных особенностей.
6. При максимально возможном показателе 24, у наших слушателей и выпускников АУЦ, подвергнувшихся исследованию, характерные черты различных психологических типов проявились в следующей мере:
- демонстративный тип («Артист») – от 6 до 18, в среднем 11.7. Вариант нормы, все лётчики немного артисты;
- застревающий тип (в переводе на бытовой язык, «зацикливающийся) – от 8 до 18, в среднем 12.3. Куда деваться, есть, видимо, и в наших рядах народ задумчивый и с хорошей памятью, к тому же средне высокие показатели по данной шкале скорее говорят о целеустремленности человека и его упорстве;
- педантичный тип («Был славный малый, но педант», А.С.Пушкин о своём герое Евгении Онегине; ещё «Романтическим педантом» современники называли М.М.Громова, - зануда, как говорили знавшие его лично, он был ещё тот) – от 4 до 14, в среднем 9.2;
- возбудимый тип (чуждый терпимости, в конфликты вступающий по любому пустячному поводу) – от 0 до 15, в среднем 8.3. Вот и хорошо, что так немного, низкие показатели говорят о высоком уровне самоконтроля поведения;
- гипертимный тип (активный, самостоятельный, деятельный, общительный. Одним словом очень похож на одного персонажа из мультфильма - Винни Пуха) – от 6 до 24, в среднем 16.0. Ого! Правда, для пилотов вообще и пилотов АОН тем более это должно быть присуще – толком они и сами не могут никому объяснить, ЗАЧЕМ они в Небо каждодневно стремятся и ДЛЯ ЧЕГО летают;
- дистимный тип (убийственно пессимистический, очень тяжёлый для окружающих, особенно для близких родственников, вынужденных терпеть вечное уныние) – от 3 до 12, в среднем только 7.3. И это замечательно, не правда ли?
- тревожно-боязливый тип (нерешительный, неуверенный в себе, робкий, покорный, не настойчивый, постоянно тревожащийся о других и о себе, с развитым «комплексом неполноценности») – от 0 до 15, в среднем 4.6. Это самый низкий показатель из всей «мозаичности» нашего среднестатистического слушателя. Это, конечно, хорошо – и что самый низкий, и что он есть. Потому что совсем ничего не боятся – сами знаете кто. К тому же тревожность позволяет строить грамотный прогноз. Вопрос к самому себе «А что если вдруг?» дает возможность на секундочку задуматься о пути отступления. Обратим Ваше внимание, что данное качество быть должно в уме человека летающего, но в соотношении 70-80% - положительного (оптимистичного) образа полета и только 20-30 % - «а что если вдруг»?
- экзальтированный тип (человек тонкой душевной организации, он остро чувствует то, что другие могут даже не замечать. Зачастую он либо от счастья на седьмом небе, либо испытывает лютое горе, - середина встречается редко) – от 6 до 18, в среднем 12.3. Получается летчик романтик в меру.
- эмотивный тип (люди мягкие, сердечные, открытые, чувствительные, жалостливые, отзывчивые) – от 3 до 21, в среднем 13.6. Добрейший у нас пилот АОН! И это правильно, настоящий лётчик должен быть добрым. Даже военный. У лётчиков НАТО, например, доброта проявляется и в том, что они проводят исключительно гуманитарные бомбардировки;
- циклотимный тип (человек настроения. Для большинства из нас естественна смена хорошего и плохого настроения, депрессии и оптимизма, счастья и несчастья; отличие циклоидов от всех остальных в том, что у них от настроения зависит ВСЕ. С такими характеристиками сложно принять решение в какую очередь встать к красивым или умным) – от 6 до 15, в среднем 9.9. Приятно, что поведение пилотов АУЦ больше стабильно, нежели спонтанно сиюминутно.
Более подробно о типах личности можно почитать в интернете, в частности, на сайте psylab.ru.
Еще раз повторимся – индивидуальная характеристика зависит от сочетания качеств в Вас, а не от абсолютной величины каждого из них, взятого в отдельности.
С уважением, Мария Алексеенко и В.И.Лопатин.
Продолжение следует...
|