+7 (901)
557-92-64
info@aucofsla.ru


МЫ В СОЦСЕТЯХ

facebook
vkontakte



Психологический портрет пилота АУЦ. Часть 2.

10.09.14 09:37
Психолог Мария Алексеенко в АУЦ "Размах Крыльев"

Продолжаем публиковать результаты психологического исследования пилотов АОН, которое провела в нашем АУЦ специалист школы Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики Министерства обороны РФ, сотрудник авиационного учебного центра авиакомпании "S7", кандидат психологических наук Мария Алексеенко. Ассистировал старший преподаватель АУЦ Василий Иванович Лопатин, кандидат технических наук, ранее в ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского проводивший инженерно-психологические исследования деятельности лётчика в области применения автоматизированных систем боевого маневрирования, имеющий сертификат тренера CRM и ведущий дисциплину «Человеческий фактор и безопасность полётов».

В первой части публикации говорилось о типичном психологическом профиле пилота и соответствии ему пилотов АОН. Сегодня речь пойдет о том, как выглядят эти категории пилотов выходного дня на фоне профессионалов. На графиках все слушатели и выпускники АУЦ ОФ СЛА, без разделения на группы UPL и PPL, показаны как "Пилоты СЛА".


Результаты авиационно-психологического тестирования слушателей и выпускников АУЦ «Размах Крыльев». Часть 2.

Сравнительная характеристика летчиков ВВС, пилотов ГА и пилотов АОН.

Графически различия в развитии интеллектуальных профессионально важных качеств выглядят так:

Оценка интеллектуальных качеств пилота - АУЦ ОФ СЛА

Два молодца одинаковы с лица. Весьма обнадеживающие показатели. Различия не существенны.

Картина иная при приближении:

Сравнение пилотов СЛА И ГА

Существенные различия были обнаружены в уровне развития внимания и памяти. Пространственные способности чудесно развивает сама летная деятельность, поэтому данные различия легко компенсируются по мере увеличения налета. Оставшиеся параметры находятся в пределах нормы и не препятствуют отрыву от земли. Что касается внимания и памяти, для начала успокоим  тех, кто уже успел разочароваться в своих способностях, либо усомнился в добросовестности исследователя или просто в качестве методики. Во-первых, исследования проводились глубокой ночью (Зима. Поздний вечер. Да еще и пятница – скажем мягко: не самый лучший выбор для оценки оперативной памяти и внимания). Однако, некоторые все-таки выдержали. Во-вторых, методики ориентированы на исследования только тех свойств внимания и памяти, которые нужны в летной деятельности, а не вообще. В третьих, внимание и память – качества, которые сложно развивать, но можно научиться пользоваться умело тем, что дано от природы. Пилоты это давно просекли. Придумали методики распределения внимания, приемы запоминания информации и ее классификации, отчасти поэтому показатели у них выше.

Графически различия в профиле личности выглядят так:

Сравнения пилотов СЛА и ГА

Профиль личности пилотов АУЦ ОФ СЛА по сравнению с летчиками ВВС и пилотами ГА выглядит довольно лаконично. Пиковые характеристики не превышают отметки в 16 баллов (напомним, что за отметкой 18 баллов начинаются проявления личности, которые трудно скомпенсировать и, как правило, летчикам с такими качествами приходится прилагать много усилий, чтобы ужиться в коллективе). Однако нормативный профиль пилотов СЛА (АОН) связан во многом с тем, что разброс данных велик, а при подсчете среднего арифметического «температура по больнице» заметно усредняется. В итоге очень чудесные и не конфликтные  характеры получаются. Внутри общей группы пилотов АОН можно выделить две основные группы в зависимости от типа личности:

  • 1 группа. Для пилотов данной группы характерны повышенные показатели по гипертимности на фоне несколько сниженных показателей эмотивности. Также у них отмечаются низкие показатели тревожности, возбудимости, дистимности и циклотимности. Они общительны, самостоятельны, в меру чувствительны к прекрасному, порой дружелюбны; любовь к монотонной деятельности, формализм для них совсем не свойственны. Великое «авось» частенько увенчивается успехом.
  • 2 группа. Обладают более мягким характером. Такие люди находка для общества. Они добрые, отзывчивые, самокритичные, исполнительные, обладают высоко развитым прогностичным мышлением. Аккуратны, пунктуальны, ответственны, серьезны и немногословны. Настроение их может меняться по непонятным для них причинам, т.к. они весьма восприимчивы.

Вот, пожалуй, и еще одно важное отличие от пилотов ГА и летчиков ВВС. Их личностные особенности не так вариативны, система имеющегося и в той, и в другой авиации профотбора, как правило, «не допускает» в свои ряды людей со средней и пониженной самооценкой, тревожных, чрезмерно чувствительных, эмоциональных. Самоконтроль должен быть такой, чтобы ни одно «но» не просочилось. Самоотверженные не приветствуются в ГА, часто они вызывают в коллективе всяческие подозрения, и т.д.

На наш взгляд, важно то, что на базе АУЦ ОФ СЛА можно наблюдать удивительную картину, как люди, обладающие не оптимальными чертами темперамента и характера (с точки зрения авиационных психологов), благодаря высокой мотивации и удивительной способности к саморегуляции не благодаря, а вопреки поднимаются в небо. Похоже, это почва для дальнейших исследований.

Итак, самый главный вывод нашего исследования: разброс данных по всем изучаемым психологическим качествам (интеллектуальным, личностным и мотивационным) велик. Единственное в чем обнаружено сходство – мотивация. Она по структуре отличается, а по интегральному показателю у всех высокая! Также очевидно, что есть нижний предел развития интеллектуальных для авиации важных качеств, при чем хоть она (граница) и нижняя, абсолютный показатель ее – велик.

Что касается личности, удалось составить оптимальный рецепт приготовления характера для летной деятельности: самостоятельность, активность, деятельность, адекватно завышенная самооценка, выраженные лидерские качества – 1 столовая ложка (можно даже с горкой); педантичность – чуть-чуть; эмоциональная устойчивость, самоконтроль – 2 ст.л.; целенаправленность (желательно без чрезмерного упорства) – по вкусу; романтизма в меру, оптимизм перемешать с щепоткой тревожности и добавить в мышление. И еще, любви к себе чуть больше, чем это принято в сравнении с любовью к окружающим. Мы не имеем в виду эгоизм, только лишь понимание себя, бережное отношение к себе и веру в свои силы.

Каждому испытуемому в индивидуальном порядке направлены материалы и рекомендации для учёта при освоении лётной деятельности. Для всех типов личностей универсальными рекомендациями являются: 1) тщательная подготовка к каждому полёту; 2) неукоснительное соблюдение технологии работы согласно РЛЭ и ФАП. Особенно если Вы с самого начала проявляете высокие лётные способности (самый опасный тип курсанта на этапе первоначального лётного обучения, согласно старой инструкторской мудрости).

Работа в АУЦ ОФ СЛА в этом направлении будет продолжена, и полученные данные уточнены на более обширном статистическом материале.

 

С уважением, Мария Алексеенко.